Сжато, жидко или впиталось?

В каком состоянии находится газ в баллоне?

 

Совсем недавно к нам обратились люди, не так давно купившие не у нас баллон с углекислотой. Обратились с просьбой о приобретении еще одного баллона, так с предыдущим, по их словам, их обманули.

Каково же было наше удивление, когда через день после покупки они вновь позвонили и стали жаловаться нам теперь уже на нас, утверждая, что и мы им продали такой же «почти пустой» баллон.

Выезд на место прояснил ситуацию.

Все оказалось очень просто – товарищи прикрутили к углекислотному баллону кислородные редуктор, он разумеется показал давление в районе 25-30 атмосфер, что и привело их в уныние и горестным восклицаниям о пустоте баллона.

Через 20 минут объяснений они наконец-то знали о газах почти все. Жаль лишь то, что они с горя вытравили в атмосферу предыдущий, такой же «пустой» баллон.

Итак, о Чапаеве и пустоте… простите, о баллонах, пустых и не очень.

Газы внутри баллонов находятся в трех разных агрегатных состояниях.

В большинстве случаев, как-то кислород, аргон, азот и многие другие, газ внутри баллона находится в сжатом состоянии, под большим давлением, обычно 150 атмосфер.

В случае с например пропаном и углекислотой, газ находится в сжиженном виде.

Давление в этом случае гораздо меньше, и если начать выпускать газ, то на баллоне, как на углекислотном, так и на пропановом, образуется характерная изморозь, по которой четко видно уровень газа в баллоне.

Проверить количество углекислоты можно с помощью специальных углекислотных редукторов, желательно с ротаметром.

Или как минимум, баллон можно взвесить. Вес баллона всегда выбит под вентилем, на паспорте баллона. К цифре веса, обычно колеблющейся в районе 63-68 килограмм следует добавить около 2.5 кг на башмак и 500грамм на вентиль.

После этого баллон можно смело ставить на весы и смотреть на их показания. Полностью заправленный СО2 баллон обычно имеет 19-22 килограмма углекислоты.

Разумеется, все это работает в том случае, когда внутри нет отложений, органических остатков, или просто концентрата или жидкости. К сожалению, мало какие предприятия проводят обязательный слив концентрата, что порой приводит к скапливанию внутри до 10-15 килограмм воды.

Если вы пользуетесь одним и тем-же баллоном, то для самостоятельного слива концентрата есть простейший метод – накачайте баллон автомобильным компрессором, откройте вентиль и переверните баллон вентилем вниз. Жидкость под давлением безо всяких проблем покинет емкость. При необходимости повторите эту операцию, пока вместо жидкости не будет выходить сухой воздух с характерным присвистом.

Данная операция особенно актуальна для пропановых баллонов, конденсат из которых практически никогда заправщиками не удаляется.

Особняком стоит выделить ацетиленовые баллоны, в которых газ не сжат и не сжижен, а впитан в находящуюся внутри специальную пористую массу. Всегда оставляйте в подобных баллонах остаточное давление! При попадание внутрь атмосферного воздуха имеющаяся в нем влага постепенно превращает пористую массу в монолит, одновременно увеличивая ее вес. И при очередной заправке, поместив баллон на весы, вам обычно сообщают, что теперь вы обладатель не баллона, а просто бесполезного куска металла с камнем внутри, который даже нельзя сдать на металлолом – эти баллоны обычно не принимают, они крайне взрывоопасны.

Теперь вы знаете о давлении гораздо больше, и надеемся, никогда не будете сокрушаться о «пустом» углекислотном баллоне с давлением «почему-то не 150 атмосфер».